Экологическое воспитание дошкольников.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения нашей планеты - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольные годы, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед взрослыми встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.
Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие с неба снежинки и многое другое. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят любознательность, побуждает их к деятельности, помогает формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.
Целью экологического развития дошкольников является формирование элементарных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения.
Методисты отдела экопросвещения национального парка «Смоленское Поозерье» на постоянной основе ведут работу и проводят экологические занятия с дошкольниками старшей подготовительной группы при МБОУ Пржевальская СШ на природоохранную тематику. Занятия проходят систематически, один раз в 2 недели по утвержденному плану работы.
При этом используются различные формы и методы работы: беседа, чтение художественной литературы, игра и игровые элементы. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, делают их более интересными для детей и, следовательно, облегчают усвоение экологических знаний. На каждом занятии с дошкольниками обязательно применяются наглядные методы работы: дидактические карточки с изображением живой и неживой природы, демонстрация натуральных объектов, что позволяет формировать у детей достаточно полные и достоверные представления об изучаемом объекте, создает возможности непосредственных контактов ребенка с живой природой.
На экологических занятиях дошкольники внимательны, активны, любознательны, с интересом выполняют задания и отвечают на поставленные вопросы, что позволяет говорить об увлеченности и заинтересованности детей природой родного края. К концу учебного года и подготовки к школе освоение систематизированных знаний о растениях, животных, как о живых организмах, сформирует основы экологического мышления, обеспечит максимальный эффект умственного развития детей и готовность их к усвоению экологических знаний в школе.
Ирина Кунгурякова, методист по экологическому просвещению.