- Главная
- Деятельность
- Экопросвещение
- Методическая копилка
- Методические разроботки
Методические разроботки
ПРАЗДНИК
«В ЗАЩИТУ ЖИВОТНЫХ»
Цель:
- развивать у детей гуманное, милосердное отношение к «братьям нашим меньшим», стремление к конкретным действиям в их защиту;
- вырабатывать у школьников определенную жизненную позицию в решении проблемы взаимоотношений «человек - животные».
В празднике могут принимать участие юннаты разного возраста.
Программа праздника:
- Осмотр выставок.
- Открытие праздника.
- Встреча с «учеными-зоологами».
- Игра «Ученый совет».
- «Путешествия» по странам мира «А знаете ли вы, что…на свете есть памятники животным?».
- Экскурсия в «литературную страну». По страницам книг о животных.
- Викторина «Найди ответ».
- Теле дискуссия «Ваше мнение».
- Операция «Помоги птицам».
- Акция в защиту животных «Спаси и сохрани».
Наглядные средства:
- для оформления зала:
- Большой красочный плакат «4 октября – Всемирный день защиты животных».
- Крупные фотопортреты животных.
- Выставка детских рисунков «Мы рисуем животных».
- Выставка книг о животных.
- Выставка кормушек для подкормки зимующих птиц.
6. Плакаты, информирующие о пользе птиц и призывающие к их охране.
- для демонстрации:
- Рисунки или фотоматериалы на темы: «Редкие и охраняемые животные», «Памятники животным».
- Рисунки частей тела животных для проведения игры «Ученый совет».
- Листовки в защиту животных для распространения в городе.
- Эпидиаскоп и экран для демонстрации фотоматериалов и рисунков.
Подготовка к празднику.
- За 2-3 недели до праздника объявляется конкурс рисунков на тему «Мы рисуем животных». Лучшие рисунки выбираются для оформления выставки в зале.
- В течение сентября во всех кружках станции юннатов изготавливаются кормушки для подкормки зимующих птиц, которые в зимний период будут вывешены на территории СЮН и городского парка. Наиболее оригинальные конструкции помещаются на выставке в день мероприятия.
- Оформляется небольшая выставка книг о животных, готовится их обзор.
- К Дню защиты животных изготавливаются экологические листовки с призывом быть милосердными к «братьям меньшим», предназначенные для распространения среди населения города.
- Информация о проводимой на станции юннатов экологической акции доводится до жителей города через местное кабельное телевидение.
Сценарий праздника.
На сцене стоят два стола и два стула. Сцена украшена крупными рисунками или фотопортретами животных, в центре – плакат «4 октября – Всемирный день защиты животных». В поле зрения зрительного зала размещены выставки: «Мы рисуем животных», «Книги о животных», «Кормушки для птиц». Отведено место для экрана.
На сцену выходят два юнната и открывают праздник стихотворением Б. Заходера «Все на свете нужны».
Все на свете,
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется…
Все-все-
Все на свете нужны.
И это все дети запомнить должны!
(Юннаты уходят, появляется ведущий).
Ведущий: Мир животных! Как он удивителен и разнообразен! Сейчас на земном шаре насчитывается более 3 млн. видов животных, начиная от самых мелких бактерий до гигантов моря – синих китов.
Животные – обитатели всех уголков Земли. Их можно встретить в глубинах океана и высоко в горах, в жарких пустынях и в холодных льдах.
Сегодня у нас в гостях находятся «ученые-зоологи», которые недавно вернулись из летних экспедиций: Иван Иванович Оптимистов и Василий Васильевич Пессимистов. Сейчас они поделятся с нами своими наблюдениями за животным миром.
(На сцене появляются два юнната, исполняющие роли «ученых-зоологов». Они занимают места за столами и начинают диалог).
И. И.: Коллега, недавно мы побывали в курятнике и выяснили, что куры очень чувствительны к отравляющим веществам. Даже американцы, по сообщениям прессы, привозили с собой кур во время боевых действий в Кувейте, и те подавали сигналы тревоги при угрозе химического отравления.
В. В.: Да, коллега, я согласен, куры очень полезные домашние птицы, и их сейчас из всех видов пернатых больше всего на земном шаре. Но мы узнали, что сегодня на каждого жителя планеты приходится всего по 25 диких птиц, а к 2005 году соотношение уменьшится еще больше.
И. И.: А вы знаете, что травяная лягушка съедает семь вредных беспозвоночных в день? Наши подсчеты показали, что 720 этих амфибий на 3 га леса уничтожат за лето около миллиона лесных и сельскохозяйственных вредителей. Польза от лягушек огромна!
В. В.: Да, но специалисты моей экспедиции сделали вывод, что на Земле ежедневно исчезает от одного до трех видов животных. А лягушки такие беззащитные!
И. И.: А знаете ли Вы, коллега, что самыми разумными из человекообразных обезьян являются шимпанзе и что их генетический код на 99 % близок к человеческому?
В. В.: Да, это так. Но им грозит в ближайшее время полная гибель. Их тысячами отлавливают для всевозможных медицинских экспериментов. Так, только за один год выловлено около двадцати тысяч шимпанзе. А ведь их во всем мире насчитывается около ста пятидесяти тысяч.
И. И.: Коллега, может не стоит так волноваться? Мы подсчитали, что во всем мире действует около 750300 зоопарков, в которых содержатся и размножаются многие животные, в том числе и шимпанзе. Ежегодно зоопарки мира посещают 300 млн. человек.
В. В.: Да, но на днях по НТВ передали сообщение, что уже несколько дней на дереве одной из улиц Санкт-Петербурга сидит обезьянка, и никто ее оттуда не хочет снять, даже работники зоопарка не приехали. А ведь на улице очень холодно.
И. И.: Я согласен, это очень грустно. Но не будем унывать! Обезьянку наверняка спасли. К тому же, кроме зоопарков есть и другие места, где охраняются животные. Так, у нас в России создано 100 заповедников, 35 национальных парков. В одном из них мы побывали. Это у нас, на Смоленщине, - национальный парк «Смоленское Поозерье». В нем изучаются и охраняются многие редкие животные, например, черный аист, белая цапля, змееяд, белая куропатка, серый журавль, бобр.
(Одновременно проводится показ рисунков или фотографий охраняемых животных через эпидиаскоп).
В. В.: Коллега, это прекрасно! Но в то же время, я думаю, вам известно, что с 1600 года с лица Земли исчезло 311 видов животных, в том числе 20 видов рептилий, 117 видов птиц, 54 вида млекопитающих. Вот таких животных уже мы не увидим никогда.
(Через эпидиаскоп демонстрируются рисунки вымерших видов: дронта, стеллеровой коровы, зебры Квагги, тура).
И. И.: Уважаемый коллега, может быть, не так все плохо? Ведь животных изучают многие ученые – целая армия увлеченных людей, заинтересованных в сохранении животного мира.
В. В.: Позвольте не согласиться. По моим исследованиям лишь 5-10 % населения большинства стран задумываются о взаимоотношении человека и природы и о роли животных.
И. И.: Но, может быть, большинство жителей планеты не знает, что природа у нас одна, и что человек – сам часть природы, человек тоже относится к животному миру?
В. В.: Так давайте, коллега, напомним всем хорошие слова писателя М. Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина, и охранять природу – значит охранять Родину».
Ведущий: Уважаемые ученые, большое спасибо за интересные сообщения.
(«Ученые» уходят).
Ведущий: Ученый-зоолог хорошо знает животный мир, повадки животных, образ жизни. Испытайте себя в роли ученого, ребята. Давайте проведем небольшой «ученый совет» и рассмотрим на нем некоторые хитрые задачки природы. Ученый совет проводят известные зоологи Комаров, Бабочкин и Мухин.
Комаров: Задачка 1. Правда ли, что…?
(Задаются вопросы, начинающиеся со слов «правда ли, что…?». Правда ли, что хищные животные имеют рога? Нужно дать ответ «да»или «нет»).
Правда ли, что…
- … нелетающие птицы живут только в Африке? (нет).
- … гнезда некоторых птиц съедобны? (да).
- … самое сильное животное на Земле – муравей? (да).
- … некоторые млекопитающие улетают на юг зимовать, как птицы? (да).
- … слоны умеют плавать? (да).
- … кошки ночью ориентируются по запаху? (нет).
Бабочкин: Задачка 2. Во время одной экспедиции в лесах Африки профессор Лисичкин зарисовал животных, обитающих там, причем, зарисовал фрагменты животных и забыл сделать под рисунками подписи. Нам необходимо помочь ему разобраться, кому из животных принадлежат те или иные фрагменты.
(Демонстрируются рисунки фрагментов животных: бок зебры, хвост льва, шея жирафа, рог носорога, хвост крокодила, нога страуса, голова хамелеона, рука гориллы, бивни слона. Юннаты называют животных).
Мухин: Задачка 3. А вот американский зоолог Страус изучал жизнь животных в наших лесах. В своем дневнике он сделал описание одного лесного обитателя, но по рассеянности записал названия сразу трех животных: белка, куница, медведь. Вот это описание: «Этот зверь любит глухие леса и буреломы, хорошо лазает по деревьям, забирается в дупла. Он хороший охотник на птиц и мелких зверей, ловит лягушек, ужей, ежей, не откажется от рыбки, любит полакомиться и малиной. Днем спит, а охотится ночью. Кто это – белка, куница, медведь? (Ответ: куница).
Ведущий: У нас в гостях знаменитый путешественник Натуралистов. Он объездил много стран и, конечно, многое может рассказать нам о своих впечатлениях.
(На сцену выходит юннат, исполняющий роль путешественника. Он сообщает о том, что совершил путешествие по разным городам мира, где установлены памятники животным, например, о памятниках собакам – знаменитому сенбернару Барри в Париже и псу Бальту в Нью-Йорке, о вознесенных на пьедестал коровах-рекордсменках по надоям молока, памятники которым установлены в Москве, Канаде, Испании, о памятнике кошке в Сорбонне и т. д. Интересными будут сообщения о памятникам летающим и порхающим, среди которых, памятники труженицам-пчелам в польском городке Сважендзе, в городе Гифу в Японии и др. Рассказ сопровождается, по возможности, показом слайдов, рисунков, фотографий через эпидиаскоп).
Ведущий: Интересно путешествовать по всему миру, не правда ли? А сейчас мы совершим еще одно небольшое путешествие, но уже в литературную страну. И поведет нас по этой стране экскурсовод-библиотекарь.
(На сцену выходит юннат, исполняющий роль библиотекаря. Здесь же в зале, оформлена выставка книг, по которой проводится краткий обзор зоологической литературы.
Книги для выставки подбираются с таким расчетом, чтобы заинтересовать зрителей и вызвать желание читать литературу о природе. На выставку желательно поместить красочные научно-популярные издания о животном мире, справочную фаунистическую литературу, книги известных писателей-натуралистов Даррела, Бианки, Дмитриева, Акимушкина, журналы «Юный натуралист», «В мире животных»).
Ведущий: Сегодня в этом зале очень много рисунков о животных, которые нарисовали наши юннаты. Давайте проведем викторину «Найди ответ». Авторы рисунков зададут вам свои вопросы, а вы найдите и покажите ответы на выставке.
(Выходят авторы нескольких рисунков и задают вопросы).
Примеры вопросов:
- Какая птица имеет наибольшее количество перьев? (лебедь, до 25000 перьев).
- Назовите самое крупное наземное животное и где оно обитает? (африканский слон).
- Какая птица является самой закаленной и легко может нырять и плавать в ледяной воде? (пингвин).
- Кто является единственным представителем семейства кошек, живущих большими семьями? (африканский лев).
- Самое высокое животное на Земле? (жираф).
- У кого из насекомых органы слуха расположены на ногах? (кузнечик).
- Самая красивая птица из семейства фазанов? (павлин).
- Самая длинная на Земле змея? (сетчатый питон).
(При составлении вопросов викторины использована книга «Рекорды Земли», пер. с польского Л. Б. Папилиной. Смоленск: Русич, 1999-с. 192).
Ведущий: Все живые существа на свете нужны, об этом должен помнит каждый. А еще нужно помнить, что по тому, как относится человек к животным можно судить, хороший это человек или плохой.
Еще в 1865 году в России было основано Добровольное Общество покровительства животных. Девизом этого Общества были старозаветные слова «Блажен иже и скоты милует».
Хорошо бы всем помнить эти слова, помнить везде: увидев ужа или белку в лесу, бабочку или шмеля на лугу, играя с котенком или дрессируя собачку.
Все на свете нужны –
Это помнить все должны!
А каково ваше мнение, ребята?! Сегодня к нам в гости пришел «корреспондент местного телевидения». Он задаст вам несколько вопросов и возьмет интервью.
(Роль корреспондента исполняет один из юннатов. Он организует небольшую дискуссию со зрителями «Ваше мнение?». Задаются примерно такие вопросы:
- Были ли случаи, когда вы являлись свидетелями жестокого обращения к животным со стороны детей и взрослых?
- Что бы вы сделали, если бы ваш лучший друг выбросил на улицу собачку только потому, что она погрызла его ботинок?
- Что вы сами можете сделать или уже сделали для защиты животных?
(Дискуссия длится 7-10 минут. При желании можно пригласить настоящего корреспондента местных СМИ, заранее обговорив его роль на празднике).
Ведущий: На улице осень. Улетают последние перелетные птицы на юг. Но остаются наши зимующие птицы: синицы, щеглы, поползни…
(Показывает изображения птиц на плакатах или через эпидиаскоп).
Трудно приходится им зимой в морозное время. А что для птиц страшнее холод или голод? Почему?
(Ответ: голод страшнее – не будет пищи, не будет энергии для согревания: у птиц очень быстрый процесс обмена веществ).
Мы можем помочь нашим пернатым друзьям. А как это сделать?
(Из зала поднимается юннат и говорит: «Я знаю, я расскажу»).
Юннат: (выходит к выставке кормушек для птиц): Я прочту стихотворение, которое сочинила одна из наших бывших юннаток. Сейчас она уже взрослая, но все также любит животных. Послушайте ее стихотворение и вам станет ясно, как помочь птицам.
(Читает стихотворение «Мои друзья – синицы», автор Апраксина Ира, 12 лет).
Не прошла еще и осень,
А синицы тут, как тут,
Целый день в окно стучат:
Когда кормушку подадут?
Вспомнили, как в злую стужу
Их кормили за окном
В небольшой совсем кормушке
Салом, крошками, пшеном.
Мы повесили кормушку
Раньше времени – и вот
Прилетели наши гости
И почти на целый год.
Ведущий: Я думаю, что все юннаты должны позаботиться о птицах и сделать вот такие кормушки, как на этой выставке. Повесьте их в сад, за окно. Насыпайте почаще корм - крошки, зернышки. Для этого можно заранее заготовить семена диких трав – лебеды, лопуха, подорожника, подсушить и сохранить семечки арбуза, тыквы, ягоды рябины. Птицы скажут вам спасибо.
(После окончания праздника кормушки с выставки вывешиваются во дворе станции юннатов).
Ведущий: Друзья, я уверен, что каждый, кто находится в этом зале, никогда не обидит и мухи, не пройдет мимо попавшего в беду зверька. Потому что мы – юннаты!
Но многие люди порой забывают, что рядом с ними живут беззащитные существа, которым нужна помощь. Пусть наш призыв защитить животных, быт с ними добрыми и милосердными прозвучит не только в этом зале.
Мы подготовили небольшие экологические листовки, которые вы разместите на стендах в ваших школах, вывесите на досках объявлений в людных местах, отнесете в различные организации и учреждения. Листовки вы получите у своих педагогов, а затем на занятиях кружков сообщите о выполнении этого задания.
Напомним людям, что
«Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни».
А одним нам не выжить!
Литература:
- Гершун В. И. Беседы о домашних животных. – М. Колос, 1992-206 с.: ил.
- Дмитриев Ю. Соседи по планете. – СП ЮНИСАМ, 1993-287 с.: ил.
- Клювы и ноги птиц. Журнал «В мире животных», № 6-98, стр. 65.
- Красная книга Смоленской области. Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений (Ответственный редактор Круглов Н. Д.) – Смоленск: Смоленский государственный пединститут. 1997-294 с.: ил.
- Морозов А. Хоть я и очень люблю животных. Журнал «Человек и природа», № 6-81, стр. 77.
- Рахманов А. И. Птицы – наши друзья. – М., Росагропромиздат , 1989-224 с.: ил.
- Рик Моррис. Тайны живой природы. – М., РОСМЭН, 1998-198 с.: ил.
- Рубрика «У нас в гостях». Журнал «Человек и природа», № 6-81, стр. 74.
- Тимошенко А. П. «Ее величество корова». Журнал «Биология в школе», № 3-93, стр. 54.
- Тимошенко А. П. «О клятве Гиппократа, эмблеме медицины и о многом другом». Журнал «Биология в школе», № 4-93, стр. 68.
- Тимошенко А. П. «Порхающим и летающим (памятники серьезные и курьезные)». Журнал «Биология в школе», № 7-93, стр. 68.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ВОДЯНОГО
Апраксина Валентина Ивановна
методист станции юных натуралистов
г. Ярцево
Цель:
- с помощью игровых приемов формировать у детей элементы экологической культуры и грамотности;
- закреплять начальные знания о флоре и фауне пресного водоема и их экологических особенностей.
Материалы могут быть использованы как для проведения массовых мероприятий на СЮН, в школе, так и для уроков экологической тематики в 3-5 классах.
Ведущий: Ребята, а не отправиться ли нам сегодня в путешествие, причем в путешествие не простое, а сказочное. Хотите побывать в Царстве Водяного, встретиться с самим подводным царем? У него богатства несметные, сокровища невиданные, а жители его царства все разные, и живут они в чистой, прозрачной, как хрусталь, воде среди красивых растений и удивительных цветов.
Итак, закройте на минуту глаза и представьте, что мы отправляемся в дорогу.
(В это время вывешивается большой плакат – карта с изображением контуров озера (с разрезом на переднем плане в глубину озера). Все озеро и его берега покрыты «мусором, грязью», нанесенными в виде съемной аппликации).
Ведущий:
Мы проходим через поле,
Через лес, через лужок.
Вот и озеро большое -
Мы пришли с тобой, дружок!
(Дети открывают глаза)
Посмотрите! Ой, куда же мы попали? Что случилось с чудесным озером, ведь здесь начинается Царство Водяного? Как грязно кругом, никого не видно! Прислушайтесь, как тихо. Ой, слышите, кажется, кто-то плачет. Да это же Водяной!
(Появляется Водяной, плачет, вздыхает).
Водяной: Ой, горе мне, горе. Разорили мое Царство. Пропали мои богатства, сгубили моих жителей. (Обращается грозно к детям) А вы, кто такие? Зачем пришли?
Ведущий: Царь Водяной! Объясни нам, почему ты плачешь, что случилось? Мы – ребята-юннаты.
Водяной: Что случилось, вы спросили?
Видите, что натворили
Люди с озером моим!
Не было оно таким!
Но пришли сюда туристы
И оставили потом
Банки, склянки, мусор всякий
Даже и металлолом.
И провел трубу завод -
В озеро отраву льет.
Вымерли все птицы, рыбы,
Лягушата и бобры,
Все растения погибли
Все исчезло с той поры.
Ведущий: Царь Водяной! Мы хотим тебе помочь, мы хотим, чтобы твое царство ожило и вновь стало богатым. Что мы можем сделать?
Водяной: Я вижу, вы добрые люди. Помогите очистить озеро и верните сюда всех моих жителей. А я пока пойду в болото.
Ведущий: А ну, ребята, за дело. Уберем весь этот мусор, очистим родник со светлой водой, текущей в озеро.
(Вызывает двух-трех ребят к плакату, чтобы те убрали «мусор», т. е. сняли аппликации с контуров озера и его берегов, после чего должен остаться рисунок чистого, голубого, но пустого водоема. Пока идет работа, звучит песенка Водяного).
Ведущий: Посмотрите, озеро стало чистым, но оно пустое. Кого же нам поселить сюда? Царь Водяной ушел и не сказал ничего об этом.
(Появляется Русалочка).
Русалочка: Я помогу вам, подскажу. Сначала посадите растения, чтобы озеро ожило и зазеленели его берега.
Ведущий: С этого и начнем. Ребята, а какие растения посадили бы вы в озере и вокруг него?
(Выходят четверо школьников с рисунками-аппликациями растений в руках. Они рассказывают стихотворения о водных растениях и прикрепляют их на карту в том месте, где они должны расти. Если есть натуральные экспонаты растений, то они просто демонстрируются дополнительно).
Ученик:
Я сюда с собой принес
Всем известный рогоз.
Видите, как он цветет?
Он у берега растет.
А еще принес камыш.
Будет у воды здесь тишь.
Стань, камыш, вокруг стеной,
Озеро собой закрой!
Ученица:
Ну, а я сюда пришла,
Лилии я принесла.
Пусть заселят водоем,
Чтоб красиво было в нем.
На поверхности воды
Нету большей красоты!
Они, где грязная вода,
Жить не будут никогда.
Вот кувшинка, вот кубышка –
Их нам нужно охранять!
Ведь недаром их успели
В Красной книге записать.
Ученик:
А вот растенье малое,
Да оно удалое.
Покрывает как ковром
Ряска весь наш водоем.
Ученица:
Эй, ребята, вы забыли,
Чтоб в воде уютно жили
Рыбы, раки и жуки,
Роголистник посади.
Он на елочку похожий,
Под водой он нужен тоже.
И от элодеи станет зеленее.
Создай подводный огород,
Где каждый корм себе найдет.
Ведущий: Смотрите, ребята! Наше озеро преобразилось. Мы посадили растения и в воде, и вокруг всего водоема. Еще раз назовем эти растения.
(Дети перечисляют растения).
Ведущий: Русалочка, нравится тебе теперь озеро?
Русалочка: Да, очень красиво. Но теперь нужно вернуть сюда его жителей. Для этого разгадайте мой волшебный кроссворд.
(Русалочка вывешивает плакат с кроссвордом «В Царстве Водяного», а под ним – карточки-рисунки животных, которых намечается «поселить» в водоем).
Русалочка: Здесь, в кроссворде, зашифрованы имена моих друзей. Но, помните, они вернутся в водоем только тогда, когда вы сможете как можно больше рассказать о них.
Ведущий: Ребята, давайте будем внимательны и угадаем, кого хочет вернуть Русалочка. (Объясняет последовательность разгадывания кроссворда). Я прочитаю загадку, а вы постарайтесь найти рисун